понедельник, 21 мая 2012 г.

Худейбийское сражение

 Худейбийское сражение

предыдущее: Ров или поход союзников

          Посланник Аллаха (алайхи-салям) увидел во сне, что он и его сподвижники спокойно, не подвергаясь опасности, вошли в священную мечеть и на утро объявил мусульманам, что собирается совершить умру. Об этом он известил и бедуинов, располагавшихся вокруг Медины, которые однако не спешили присоединиться к нему, полагая, что курейшиты не позволят им без боя вернуться на родину.

           Поэтому пророк (алайхи-салям) выступил только с мухаджирами и ансарами в количестве одна тысяча пятьсот человек, вооруженных мечами, поскольку воевать они не намеревались.
            Однако курейшиты вознамерились воспрепятствовать его выступлению в Мекку и чтобы остановить мусульман, выслали Халида бен аль-Валида во главе двухсот всадников им навстречу. Не собираясь воевать, посланник Аллаха (алайхи-салям), дабы избежать встречи с мекканским отрядом, свернул на другую дорогу. Халид вернулся и сообщил курейшитам о том, что предпринял Мухаммед.
           Доехав до Худейбии - долины, расположенной западнее Мекки на расстоянии двадцати четырех километров, верблюдица пророка (алайхи-салям) опустилась на колени и никакие понукания не могли заставить её встать. Решили, что она упрямится. Однако посланник Аллаха (алайхи-салям) сказал: "Это не от норова, она не имела такой привычки, её держит то, что держало слона (т.е. то же самое, что мешало идти слонам Абраха к Каабе в "Год слона"). Клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммеда, что если курейшиты предложат мне любое дело, которое возвеличило бы святыню Аллаха, я непременно соглашусь". Мусульмане не хотели нарушать неприкосновенность Дома (Каабы), который, как желает Аллах, должен быть святыней и безопасным местом для всех людей.
           Когда мусульмане остановились в Худейбии, к ним явился гонец от курейшитов с вопросом о цели их прибытия. Узнав, что они хотят совершить умру, он вернулся к курейшитам, передав им желание мусульман. Они сказали: "Мухаммед и его войны хотят войти к нам паломниками, а арабы услышат, что он вошел силой, ведь всем известно, что между нами война. Нет, этому не бывать никогда". И они послали к нему другого человека, происходившего из племени, которое очень почитало жертвенное животное паломника. И тогда навстречу ему пророк выпустил жертвенное животное, чтобы тот увидел его. И мусульмане встретили его словами "ляббейк" ("вот я перед тобой", произносится во время совершения хаджа). Человек, возвращаясь от мусульман говорил: "Бог мой! Не годится не пускать их к Дому. Люди совершают паломничество, а сыны Абдуль-Мутталиба не пускают их к Дому. Пропали курейшиты, ей-богу, народ ведь пришел совершить умру".
            Курейшитам не понравились такие речи и они послали к мусульманам Урву бен Масуда Сакафи, сейида жителей Тайфа. Тот стал пугать посланника Аллаха (алайхт-салям) курейшитами, а также обвинил сподвижников в том, что если нападут курейшиты, они бросят пророка. "Горе тебе. Мы бросим его?" - возмутился Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах). А Мугира бен Шуъба всякий раз бил Урву по руке, когда тот во время разговора поднимал её к бороде пророка. Человек вернулся. Он увидел любовь сподвижников к посланнику Аллаха (алайхи-салям), заметил, как льнут к нему, спешат на его зов, как наперебой бросаются к воде от омовения пророка и обтираются ею, как понижают голос при разговоре с ним, почтительно притупляют взор и поэтому сказал: "Клянусь Аллахом, о, общество курейшитов, я был у персидского хосроя в его царстве, видел византийского цезаря в своем величии, но не видел я никакого короля в окружении своих людей, равного Мухаммеду в окружении своих сподвижников. Я нашел народ, который не выдаст его никому. Не торопитесь с решением. Он предлагает благоразумное дело. Мой вам совет, примите его предложение".
          Тогда курейшиты рассудили так: "Если дела обстоят таким образом, он хочет не войны, а паломничества, пусть он в этом году возвращается обратно и приходит на следующий год, чтобы не сказали люди, будто он вошел силой".
          Посланник Аллаха (алайхи-салям) попытался удержать их от такого решения, дабы длительное утомительное путешествие не пропало даром. Он послал к ним своего зятя Османа бен Аффана, да будет доволен им Аллах, чтобы переубедить курейшитов. Тот отправился с десятью человеками , получившими разрешение от пророка (алайхи-салям), навестить своих родных. Пророк приказал также Осману возвестить измученным правоверным о скором их избавлении.
           Под защитой одного из знакомых, Осман бен Аффан вступил в Мекку. Безрезультатно старался он переубедить курейшитов. Они не соглашались, а затем предложили, чтобы только он сам обошел вокруг Каабы. Тот воспротивился: "Неужели я обойду, когда Мухаммеду запрещено?" Османа бен Аффана  и его сопровождающих задержали и не выпустили из города. Среди мусульман пронесся слух, что он убит, Тогда пророк (алайхи-салям) сказал: "Не уйдем, пока не встретимся с ними на поле брани!"
           Посланник Аллаха разгневался на курейшитов за вероломство, Ведь он пришел с миром, как паломник, не желая войны. Он призвал людей присягнуть ему на бой под растущим там деревом. (Когда Омар бен Хаттаб стал халифом, он, опасаясь возврата к язычеству, приказал срубить его, увидев, что люди просят под ним благодати). Эта присяга получила название присяги Ридвана (в переводе означает удовлетворение, т.е. присяга, заслуживающая одобрение Аллаха. Об этой присяге упоминается в Коране). Они поклялись умереть. Весть об этой клятве дошла и до курейшитов, пришедших от этого в ужас.
          Мекканцы послали 50 человек, чтобы вероломно напасть на мусульман, но те были начеку и всех, за исключением командира, которому удалось бежать, пленили. Когда известие об этом дошло до Мекки оттуда пришла толпа, затеявшая столкновение с мусульманами, в результате чего двенадцать курейшитов было взято в плен. Был убит и один мусульманин.
          Всё это напугало мекканцев и они послали к мусульманам Сухейля бен Амра, чтобы он поговорил с пророком (алайхи-салям) о заключении перемирия и извинился за инцидент. Он сказал: "Мухаммед, то, что случилось, произошло не по умыслу наших мудрецов, а дело рук глупцов. Верни нам наших пленных". "Сначала вы наших", - ответил ему пророк (алайхи-салям). Тогда они возвратили Османа бен Аффана, да будет доволен им Аллах, и тех десятерых, которые были с ним.
         Сухейль предложил условия, среди которых были и несправедливые, и приемлемые.

  1. - На десять лет прекратить войну между мусульманами и курейшитами.
  2. - Возвращать обратно перешедших к мусульманам курейшитов и не обязывать курейшитов возвращать перешедших к ним мусульман.
  3. - В этом году мусульмане вернуться к себе, не совершив паломничества, а на следующий год придут и после того, как куррейшиты покинут Мекку, войдут в неё, но пробудут там только три дня, причем без оружия, только с мечами в ножнах.
  4. - Разрешать тем арабам, которые хотят союза с Мухаммедом, заключать его и разрешать тем арабам, которые хотят союза с курейшитами, также заключать с ними союз.

          Посланник Аллаха (алайхи-салям) был дальновиден, Аллах научил его взвешивать дела и он принял условия. Мусульман же охватило раздражение и они стали говорить: "Как это мы вернем им тех, кто пришел к нам мусульманином? Чтобы отвратить человека от веры? И как это они не будут нам возвращать отступников?" Пророк (алайхи-салям) ответил: "Кто пойдет к ним отступником, и да пусть не вернет его Аллах. Тому же, кто пришел мусульманином и мы вернем его, даст Аллах в будущем избавление и выход".
         На мусульман очень неблагоприятное впечатление произвела третья статья, гласящая о недопущении их к святыне, и особенно потому, что пророк (алайхи-салям) сообщил им , что видел во сне, как они в полной безопасности подошли к Дому. Об этом Омар бен Хаттаб спросил Абу-Бакра, который ответил ему: "А разве он сказал, что в этом году?"
         Условия перемирия были написаны в двух экземплярах, один для курейшитов, другой для мусульман. Иман Али, да возвеличит его Аллах, стал писцом договора, а посланник Аллаха (алайхи-салям) продиктовал: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного".
         Сухейль возразил: "Пиши: "Именем Твоим, Боже", мы не знаем милосердного". Пророк приказал писать так, как сказал Сухейль. Али с неохотой написал. Затем пророк продиктовал: "Это то, на чем мы примерились. Мухаммед, посланник Аллаха и...". Сухейль опять возразил: "Если бы верили, что ты посланник Аллаха, то не враждовали бы с тобой и пустили бы тебя  к Дому. Пиши: "Мухаммед бен Абдулла". Тут Али не смог сдержать себя и отказался стереть. Посланник (алайхи-салям) стер сам.
          Когда написание договора близилось к концу, от курейшитов пришел юноша со связанными руками по имени Абу-Джандаль, бежавший из Мекки, где его насильно удерживал отец, запрещая переселение в Медину. А отцом юноши был тот самый Сухейль, который заключил договор с пророком (алайхи-салям). И вот его сын, в оковах, прибежал к мусульманам, прося защиты.
          Однако посланник Аллаха (алайхи-салям) был верен своему слову. Используя свое право по договору, отец в присутствии мусульман сильно избил юношу, а пророк говорил: "Я заключил с народом перемирие. Мы дали взаимные обещания и не нарушаем их. Терпи и держись. Аллах пошлет тебе и тому, кто с тобой, измученным, избавление и даст выход. Господи, как справедлив Ислам, исповедующий его терпит горечь и мучения во имя верности договору".
          Мусульмане почувствовали большое стеснение и подавленность от этого договора. за исключением Абу-бакра ас-Сиддыка, который считал так же, как и посланник Аллаха.
          Когда Сухейль представил условия перемирия и оставалось лишь написать текст и подписать его, к Абу-Бакру прибежал Омар и спросил:
   - Разве Мухаммед не пророк?
   - Пророк, - ответил ему Абу-Бакр.
   - Разве мы не мусульмане?
   - Мусульмане, - сказал Абу-Бакр.
   - Ведь они - язычники? - спросил Омар.
   - Язычники.
   - Тогда почему мы принимаем такое унижение по отношению к своей религии?
   - Омар, слушайся его и всё. А я уверен и свидетельствую, что он посланник Аллаха (т.е. он не может ошибиться).
    - И я свидетельствую, что он посланник Аллаха, - сказал Омар и отправился к пророку (алайхи-салям). Он задал ему те же вопросы и пророк ему ответил: "Я раб Аллаха и пророк Его и не нарушу Его приказ, и Он не погубит меня".
           После этого договора племя Хузаъа вступило в союз с пророком (алайхи-салям), а племя Бакр - в союз с курейшитами. Затем посланник Аллаха (алайхи-салям) приказал мусульманам побрить головы и зарезать жертвенное животное (т.е. верблюды, которого они подготовили принести в жертву у Каабы) и снять ихрам (одежда, надеваемая при вступлении на священную землю и состоящая из двух кусков полотняной белой материи, до которой не дотрагивалась игла. Один кусок набрасывается на шею и на плечи, а другим опоясываются).
          Это очень опечалило мусульман. Они даже не спешили подчиниться пророку (алайхи-салям). В гневе он пришел к жене, Умму-Саляме, и сказал ей: "Пропали мусульмане - приказываю им, а они не слушаются". Умм-Саляма успокоила его: "Прости их, посланник Аллаха. Это перемирие и для тебя большая тяжесть. Они вернутся, не завоевав Мекку, и потому опечалены. Не лучше ли, посланник Аллаха , без лишних разговоров показать им то, что ты хочешь. Когда они увидят, что ты делаешь, то последуют за тобой". И он поступил так, как она посоветовала ему: подошел к своему жертвенному животному, зарезал его, затем позвал цирюльника и побрил голову. Увидев это, мусульмане побежали к своим жертвенным животным, зарезали их, выбрили головы и всё завершилось наилучшим образом. Этот эпизод учит нас тому, что наглядный пример лучше и эффективней, чем речи и устные советы.


Результаты Худейбийского перемирия

          Возвращаясь из Худейбии пророку была ниспослана сура "Победа". Аллах, хвала Ему и величие, назвал этот договор "явной победой". И действительно, он явился предвестником блага для мусульман, благодаря   которому они в последующем заняли Мекку, хотя и вернулись из  Худейбии, не взяв святого города и не совершив умры.
         Курейшиты не смогли сдержать своих обязательств и нарушили их, представив тем самым возможность пророку ответить тем же. Абу-Бакр ас-Сидык, да будет доволен им Аллах, сказал: "Не было в Исмламе большей победы, чем худейбийская, однако люди близоруки и не видели того, что было между Мухаммедом, да благославит его Аллах и приветствует, и Господом его. Рабы божьи торопят, а Аллах не спешит, пока не созреют желанные Ему условия".
         После заключения договора пал железный занавес, существовавший между общинами, и возросли контакты мусульман с язычниками, многие из которых своими сердцами потянулись к Исламу, приняли его, что явилось своего рода победой, победой над слепотой душ. За два года религию Аллаха приняло больше людей, чем за весь период начала ПРИЗЫВА и до Дня Худейбии.
        Человеку по имени Абу-Басир ас-Сакафи удалось бежать к посланнику Аллаха (алайхи-салям). Вслед за ним курейшиты выслали двух человек с требованием возвращения его, как это предусматривал договор. Абу-Басир спросил: "Неужели, о, посланник Аллаха, ты вернешь меня неверным, которые станут отвращать меня от моей веры, после того, как Аллах избавил меня от них". Пророк (алайхи-салям) ответил: "Аллах пошлет тебе и твоим братьям избавление". Тому не оставалось ничего другого, как подчиниться и вернуться с сопровождающими, в то время как сердца мусульман разрывались от скорби за него.
        По дороге в Мекку они добрались до места под названием Зуаль-Хулайфа. Здесь Абу-Басир обманул одного из сопровождающих, попросив его после длительной беседы, успокоившей стражника, который и позабыл, что его собеседник пленник, показать ему меч. Непроизвольным движением тот протянул его. Абу-Басир мгновенно схватил меч и убил охранника. Другой пришел в ужас и от неожиданности и страха пустился наутек. Абу-Басир вернулся в Медину и сказал посланнику Аллаха (алайхи-салям): "Ты не нарушил своего договора. Ты передал меня народу. А я воздержался от того, чтобы соблазнить его своей религией или дать совратить себя". Пророк (алайхи-салям) ответил: "Горе его матери, вот разжигатель войны! Если бы с ним были мужчины..." - а затем добавил, - "Уходи и не живи в Медине".
         Абу-Басир отправился к месту, через которое проходили курейшитские караваны, следовавшие в Сирию, и поселился там. Каждый, вновь принявший в Мекке Ислам, бежал к Абу-Басиру. Со временем там собралось много народа, в том числе и Абу-Джандаль, который просил в Дни Худейбии помощи у мусульман от своего отца и курейшитов. Теперь всякий раз, как поблизости проходил караван, они нападали на него и захватывали, а добычу отсылали мусульманам  в Медину. В конце концов они отрезали Мекку от снабжения. Курейшиты устали от этого. Они не знали, как избавиться от них и направили послов к пророку (алайхи-салям), заклиная его проявить милосердие, спасти их и упразднить пункт договора о возврате курейшитов принявших Ислам.
          Так Аллах стер печать скорби с лика мусульман и всё поставил с головы на ноги. Если раньше слабые упрашивали курейшитов, то теперь курейшиты сами ослабели и стали упрашивать. Избавление, которое предвещал посланник Аллаха (алайхи-салям) пришло настолько быстро, что даже пророку пришлось однажды выступить в мечети с просьбой вернуть курейшитам их пленных и имущество. Настолько они претерпели от мусульман.
          Поверь Аллаху великому, который говорил:
"Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены, забиты на земле и сделать их имамами, и сделать их наследниками".

следующая: Послания к королям и правителям



Отправить этот пост в социальные сети и закладки:


Перепостить в ЖЖ Отправить в Twitter Поделиться в Facebook Поделиться ВКонтакте Отправить в Мой Мир Отправить в Одноклассники Добавить в Я.ру Опубликовать в LiveInternet

Комментариев нет :

Отправить комментарий

"Уважаемый гость. Я прокачала свой блог новыми фишками, вы можете использовать теги: Вставка изображений [im].....[/im], Вписать изображение (ширина=100%) [im#]...[/im], Эффект бегущий строки (справа налево) [ma]....[/ma], размер текста {в кавычках указать цифру размера} [si="2"]...[/si], цвет текста [co="red"]...[/co], Отцентрировать текст [ce]...[/ce], Бегущая строка слева направо [ma+]...[/ma+], Прямоугольная обводка текста [box]...[/box], Выделить текст [mark]...[/mark], Установить фон с обводкой области [card="blue"]...[/card], Установить фон текста [hi="yellow"]...[/hi], для постинга картинок или оформить важные части текста по своему вкусу"