Человек в контексте времени


Человек в контексте времени
Человек в контексте времени

     

         Поспорили аксакал и ученый: «Человек произошел от обезьяны!» — говорит ученый. «Нет, человека сотворил Бог!» — возражает старец. «Нет!!! Человек произошел от обезьяноподобного предка путем эволюции». «Нет! Человека сотворил Бог!» «Нет. Он — от обезьяноподобного предка». «Ну, ладно», — сказал аксакал, — вы произошли от обезьяны, а меня сотворил Бог!» 

        Это всего лишь анекдот. Но порой кажется, что современная жизнь — это сплошной анекдот. Ведь в опровержение теории эволюции (которая, кстати, так и осталась лишь теорией) собраны сотни аргументов и фактов, а многие так и продолжают свято верить в миф о том, что их далекие предки были не такими же людьми, как и мы, а некими волосатыми и двуногими гоминидами. Всякому свое, а лично я не сомневаюсь, что человек — это творение Всевышнего Аллаха.
Проблема человеческого самопознания не нова — ведь еще в Древней Греции один из отцов современной европейской мысли Сократ изрек: «Познай самого себя». В XX веке эта фраза стала ужасно модной. Постоянно возникают все новые и новые науки, изучающие человека и его взаимодействие с окружающим миром. Я хотел бы выделить две из них — антропологию и философскую антропологию. Эти две схожие по названию науки изучают две разных стороны человеческого бытия. Антропология изучает человека как материальный объект, а философская антропология — его внутренний, духовный мир. Однако ислам как всеобъемлющая религия и образ жизни не касается этих вопросов, а подходит к ним по-своему. Он дает свою картину мира — как в антропологическом, так и в философско-антропологическом аспекте. Но прежде чем обратиться к исламской концепции места и роли человека, следует отметить, что ислам никогда не противоречил доказанным научным фактам.
       Итак, начнем с антропологии. Вот ее краткое определение: «Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, об образовании и распространении человеческих рас и о закономерных изменениях в физическом строении человека». Антропология выделилась в самостоятельную научную дисциплину в середине XIX века. Она изучает человека в контексте времени — чем он был и чем стал. Таким образом, в новое время на смену религиозным и мифологическим взглядам пришел т.н. «научный» подход. Пожалуй, нет нужды подробно рассказывать о теории эволюции человека. Все это входило в обязательную учебную программу в старших классах школы. Общая же идея этой теории такова: все живое на планете возникло случайно и длительное время изменялось и эволюционировало так, что из одной живой клетки произошло огромное количество животных, растений и др. А человек, как и все остальные животные, произошел от какого-то — толком неизвестного — предка. Как на ваш взгляд, не выглядит ли такое объяснение возникновения человека весьма одиозным?
            Итак, все очень просто: не было ничего, а позже все вдруг появилось само собой! Прямо как по сценарию дешевого американского фантастического фильма.
      Что же вынудило весьма умных и образованных ученых высказать и поддержать такую идею? По моему личному мнению — их незнание ислама и его подхода к этой проблеме. Кстати, отцы теории эволюции отбросили религию в этом вопросе потому, что мифы и религиозные учения, доступные европейцам в XVIII-XIX веках, были еще невообразимые и нелепее. Однако новоиспеченная теория слишком быстро начала рассыпаться, поскольку становится все труднее истолковать новейшие находки и открытия, которые ей противоречат. Ввиду этого некоторые современные мыслители стали предлагать «супермодерновые» идеи. Чего только стоит идея «лабораторной эволюции»! Понимая, что подтвердить возникновение жизни без участия Бога не удается, но не желая расставаться с «любимой сердцу» теорией эволюции, их решили соединить!
      Согласно новому взгляду, Бог сотворил все живое путем эволюции. Примерно как ученый — который руководит лабораторными процессами и направляет их в нужное русло. Обезьяноподобный предок, таким образом, превращался в человека согласно изначально поставленной задаче. Так же эволюционировали и все остальные организмы. Однако авторы свежеиспеченной теории не учли, что здесь проблема не только в возникновении живой клетки, но и в отсутствии переходных форм и видов от одного живого организма к другому. Ведь остатков т.н. «обезьяночеловека» никто так и не нашел. Выходит, что каждый вид возник «из ниоткуда» и начал активно приживаться на земле, поскольку анализ генетического кода разных живых существ упрямо свидетельствует о невозможности происхождения одних от других. Итак, снова тупик, и выход из него видим только в словах Корана: 

      «Так же сотворены Всевышним люди, животные и скот цветов различных и мастей. Боятся Бога те из рабов Его, кто обладает Знанием» (Коран, 35:28).
 
      В данном тексте понятие «сотворение» равно относится ко всем перечисленным существам: человеку, диким и одомашненным животным. Ведь Аллаху ничего не стоит сотворить огромное многообразие видов. 

                «Когда хочет Он чего-либо, то стоит только произнести Ему: «Будь!» — и творение возникает» (Коран, 36:82); «Воплотил он первый раз человека из глины. Придал ему облик достойный, вдохнул в него частицу Духа Своего и даровал вам слух, зрение и сердце. Но сколь мало благодарны вы!» (Коран, 32:7-9).
 
          Что касается философской антропологии, то эта наука и древняя, и молодая. Первые размышления о человеке появляются еще в древнем мире, а как отрасль науки она сложилась только в начале XX века. Философская антропология пытается объяснить сущность и природу человека, его место и предназначение в мире. Ислам дает здесь благодатную почву для размышлений. Ведь человек не зря поставлен наместником Бога на земле. А полноценным наместником может быть только высокоорганизованное, разумное и деятельное существо, наделенное огромными способностями и возможностями, а не греховное и униженное. Так что дело остается за малым — оправдать свое предназначение.
        Философская антропология исследует человеческое бытие с различных сторон. Во-первых, она занимается онтологическими проблемами: осмыслением происхождения человека, определением его роли и места в мироздании. О происхождении уже было сказано немало, но что касается роли, то помимо наместничества на земле мы проходим испытание этой жизнью. Ведь жизнь — это время, отведенное нам для терпеливого послушания и поклонения Богу, исполнения Его законов. Кто выдержит испытание этой жизнью — получит щедрое воздаяние Аллаха. А не выдержит — значит, не выполнит своего предназначения и ответит за это сам. Место человека в мироздании — особенное, отличное от других существ. Человек наделен свободой воли, разумом, творческими способностями — чего начисто лишены животные. И только в человеке мы видим гармоничное единство всех этих качеств. Во-вторых, она исследует гносеологические аспекты человеческого бытия, т.е. познавательные способности человека. Что касается ислама, то с точки зрения доступности для человеческого познания он делит мир надвое: мир, который мы способны непосредственно познать, и мир, недоступный для нашего непосредственного познания. К познаваемой части мира относится все, что Аллах не скрыл от нас, предоставив нам его для изучения. Это вся вселенная вокруг нас. А не познаваемо нами то, что Аллах Всевышний пожелал скрыть (рай, ад, ангелы и др.), и информацию об этом мы сами получить не можем. Об этом тайном, или сакральном, мире нам известно только то, что открыто Богом в откровении, и не более. И, в-третьих, это этическая проблематика: добро и зло, свобода выбора, пути к совершенствованию и др. Ислам дает ответ на все эти и иные вопросы, однако в одной статье трудно изложить всю целостную картину мира. Ищите ответы на все свои духовные вопросы в Коране. В нем — целый мир, но это нужно суметь увидеть. 

Саид Мансуров

3 комментария :

  1. Действительно в статье больше загадок, чем разгадок. Это видимо вечные вопросы как что было раньше курица или яйцо )))

    ОтветитьУдалить
  2. Эволюция настоящее волшебство!!

    ОтветитьУдалить
  3. Сейчас очень много есть фактов противоречущих теории Дарвина,судя по находкам археологов,люди не произошли от обезьяны,а были сотворены высшим разумом,создателем...либо перекочевали на землю с другой планеты...))

    ОтветитьУдалить

"Уважаемый гость. Я прокачала свой блог новыми фишками, вы можете использовать теги: Вставка изображений [im].....[/im], Вписать изображение (ширина=100%) [im#]...[/im], Эффект бегущий строки (справа налево) [ma]....[/ma], размер текста {в кавычках указать цифру размера} [si="2"]...[/si], цвет текста [co="red"]...[/co], Отцентрировать текст [ce]...[/ce], Бегущая строка слева направо [ma+]...[/ma+], Прямоугольная обводка текста [box]...[/box], Выделить текст [mark]...[/mark], Установить фон с обводкой области [card="blue"]...[/card], Установить фон текста [hi="yellow"]...[/hi], для постинга картинок или оформить важные части текста по своему вкусу"